Автоматическая подводная сварка по увеличенному зазору

Автор(и)

DOI:

https://doi.org/10.26884/uwt1808.1401

Ключові слова:

автоматическая сварка, конструкция, мокрый способ, контроль, ограниченные возможности, зазор, горелка, колебания, провар

Анотація

В последнее время появился определённый круг задач, когда возникает необходимость использования автоматической дуговой сварки различных объектов под водой с использование мокрого способа и применения специальных электродных порошко-вых проволок [1]. Одна из таких задач приварка специальных конструктивов в трубе на глубинах 200 и более метров [2]. Кроме большой глубины, на которой выполняется процесс, задача осложняется стеснёнными условиями сварки, наличием достаточно больших зазоров между свариваемыми конструктивами с толщинами порядка 10 мм, невозможностью точного аппаратного контроля положения сварочной горелки относительно сварного шва [3]. Наличие больших зазоров в свариваемых конструкциях возникает из-за технологи-ческой необходимости транспортирования привариваемого элемента внутри труба на отмеченное выше расстояние и наличие определённых (достаточно больших) до-пусков на овальность и внутренний диа-метр трубы. Целью настоящей работы является полу-чение надёжного соединения элементов конструкции с увеличенным зазором при автоматической сварке в условиях ограни-ченного контроля положения горелки от-носительно сварного шва и разработка оборудования для решения такой, достаточно сложной, задачи. Следует заметить, что при технико-технологических иссследованиях и при создании оборудования были использованы разработки ИЭС им. Е.О.Патона как по самому способу сварки и сварочных матери-алов [4], так и по узлам и конструкциям механизированного оборудования общего и специального назначения [5, 6], в том числе и для подводной сварки мокрым способом, выполненным на уровне изобретений, реализованных в виде целого ряда полуавтоматов, выпускавшихся в промыш-ленности серийно. Были опробованы различные способы сварки на разных режимах, а также разные конструкции обеспечения минимального зазора постоянной величины и устрой-ства слежения за стыком. Ни одно из пред-лагаемых технических решений по сово-купности вышеотмеченных причин не привело к получению шва с требуемой плотностью и необходимыми механиче-скими свойствами. Причина – неравно-мерность зазора, сложность применения следящих систем известных конструкций, характристики свариваемых объектов (толщина, материал, взаимное положение) и др. Напрашивается решение, связанное с увеличением режима сварка, которое позволит захватить большую зону проплавле-ния, однако, рассчитанные по результатам работы [7] величины увеличения погонной энергии, неизбежно приведут к перерасхо-ду как материальных, так и энергетических ресурсов с существенным перегревом ме-талла в зоне сварки с более мощными ха-рактеристиками процесса. При этом ос-новная проблема, возникающая при увели-чении тепловложения в основной металл, в частности при сварке низкоуглеродистых и низколегированных сталей, связана с чрезмерным ростом зерен на участке перегрева металла околошовной зоны. Крупнозернистая структура металла на этом участке перегрева как показано, например в [8] может привести к пониженной ударной вязкости и малой стойкости против перехода в хрупкое состояние, когда сталь плохо вы-держивает динамические нагрузки и не-пригодна для изделий более или менее от-ветственного назначения.

Посилання

Evans N.H., 1974. Welding in offshore constructions. Metal Construction and British J., Vol.5, 153-157.

Зайнулин Д.И., Лебедев В.А., Максимов С.Ю., Пичак В.Г., 2013. Уникальный комплекс оборудования для автоматической дуговой сварки на большой глубине в максимально ограниченных условиях. Сб. тезисов стендовых докладов Между-нар. конф. Сварка и родственные технологии – настоящее и будущее (25-26.11.2013), 70-71.

Максимов С.Ю., Лебедев В.А., Лендел И.В., 2015. Герметизация труб теплооб-менников «мокрой» сваркой на глубине 200 м. Вопросы материаловедения, Вып.01, 199-204.

Кононенко В.Я., Рыбченков А.Г., 1994. Опыт мокрой механизированной сварки самозащитными порошковыми проволоками при ремонте под водой газо- и нефтепроводов. Автоматическая сварка, Вып.09-10, 29-32.

С.Ю. Максимов, В.А. Лебедев, 2012. Новое поколение оборудования для мок-рой подводной автоматической сварки. Доклады Санкт-Петербургской междунар. науч.-техн. конф. (16-18.10.2012). С.-Пб, 270-278.

V.A.Lebedev, S.YU. Maksimov, 2011. New Equipment for Underwater Mechanized and Autjmatic Flux-Cored Wire Welding and Cutting .International Congress on Advances in Welding Science and Technology for Construction, Energy and ansportation Systems AWST−2011. (24-25.10.2011), Antalya, Turkey, 139-142.

Лебедев В.А., Плющ Д.В., 2013. Обеспе-чение технологической надежности сва-рочного оборудования. Заготовительные производства в машиностроении, Вып.7, 11-14.

Волченко В.Н., Ямпольский В.М., Ви-нокуров В.А. и др., 1988. Теория сварочных процессов. Под ред. Фролова В.В. Москва, Высшая школа, 223.

Данилов А.И., Гартманова А.И., Коло-сова Н.А., 1980. Условие сплошности наплавки при движении источника нагрева по синусоидальному закону. Сварочное производство, Вып.02, 26.

Сопротивление материалов, 2003. А.В. Александров, В.Д. Потапов, Б.П. Державин. Москва, Высш. школа, 550.

##submission.downloads##

Опубліковано

2018-10-30

Як цитувати

Лебедев, В. (2018). Автоматическая подводная сварка по увеличенному зазору. Pidvodni Tehnologii, (8), С. 57–62. https://doi.org/10.26884/uwt1808.1401

Номер

Розділ

Статті